Энергоэффективность: путь к решениям
Copyright © 2005-2012 "ВолгоТехЛаб" Все права защищены. При публикации материалов страницы ссылка на сайт обязательна. Design by Denili
тел.: +7 (844) 256-42-43
факс: +7 (844) 338-55-87
тел. моб.: +7 (902) 098-42-43
тел. моб.: +7 (937) 560-37-49
e-mail: vtl@volgotechlab.ru
e-mail: help@volgotechlab.ru
Волгоградская область,
г. Волгоград,
ул. Канунникова, дом 11.
НА ГЛАВНУЮ
Статья предоставлена журналом «ЮНИДО в России»: «Энергоэффективность: путь к решениям»
Проект ЮНИДО для российских предприятий
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) дал старт проекту «Программа рыночных преобразований в
энергоэффективности карбоноемких отраслей промышленности в Российской Федерации». Основная цель проекта:
создание на предприятиях современных систем энергоменеджмента, разработка программ энергосбережения и в
конечном итоге — выход на финансовые институты для получения средств на реализацию этих программ. Кроме
того, проект содержит образовательные компоненты — обучение руководителей и специалистов и так называемые
компоненты Policy Advice — разработка рекомендаций по формированию правовой и институциональной
инфраструктур для поддержки мер по повышению энергоэффективности российской промышленности.
Уполномоченными агентами ГЭФ по реализации проекта являются Организация Объединенных Наций по
промышленному развитию (ЮНИДО) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Задачи и методы проекта
В российской промышленности в последние годы предпринимаются масштабные меры по повышению уровня
энергоэффективности. Модернизация и техническое перевооружение предприятий привели к тому, что традиционное для
России отставание от развитых стран по этому показателю начинает постепенно уходить в прошлое. Например, в такой
отрасли, как черная металлургия, российские предприятия вплотную подошли к показателям удельного
энергопотребления на единицу продукции в странах ЕС. Конечно, не во всех отраслях ситуация столь благоприятна, но
наличие в стране политической воли позволяет надеяться, что в ближайшие годы мы станем свидетелями быстрых
перемен к лучшему.
Национальные цели поставлены амбициозные — снижение уровня энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г. На эту цель
работает принятый в декабре 2009 г. Федеральный закон № 261 об энергосбережении и повышении
энергоэффективности. Работоспособность закона будет обеспечиваться подзаконными актами, которых к настоящему
моменту на федеральном уровне принято 37. Кроме того, запущены и другие инструменты государственной поддержки,
такие как Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до
2020 года», принятая в декабре 2010 г. В апреле нынешнего года оператором данной программы назначено ФГБУ
«Российское энергетическое агентство».
Как видно из рис. 1, в рамках Государственной программы на
промышленность делается особый расчет: намеченные
показатели энергосбережения в ней превышают ожидаемые в
других отраслях и видах деятельности. Именно поэтому так
интенсивно ведется развитие рыночной и институциональной
инфраструктуры, рассчитанной на предстоящий в этой области
рывок. Уже зарегистрировано 90 СРО, объединяющих 2500
организаций, имеющих право на проведение энергетических
обследований, и число их растет с каждым днем. К претендентам
на долю нового масштабного рынка услуг в области
энергоэффективности присоединяются проектные институты,
консалтинговые и инжиниринговые фирмы, поставщики
оборудования, банки, лизинговые компании и многие другие.
Рынок приборов учета энергетических ресурсов,
энергоэффективного оборудования, технологий и материалов
становится все более конкурентным.
Свой вклад в ускорение этого процесса вносят и действующие в России международные организации — как структуры
ООН, такие как ЮНИДО и ПРООН, так и финансовые институты, такие как Всемирный банк, Международная финансовая
корпорация, ЕБРР. Ими на сегодняшний день развернуто более 10 проектов по тематике, связанной с
энергоэффективностью, еще несколько проектов находится в стадии разработки и согласования. Тематика этих проектов
достаточно широка — от энергоэффективного освещения до возобновляемых ресурсов. ФГБУ «Российское
энергетическое агентство» (РЭА) уделяет проектам международных организаций особое внимание, рассматривая их как
механизм быстрой передачи передового мирового опыта, современных организационно-технологических и
управленческих решений, показавших свою эффективность в других странах. ФГБУ «РЭА» сотрудничает со всеми
международными организациями, ведущими эти проекты, являясь официальным российским координатором некоторых
из них. К числу таких проектов относится и «Программа рыночных преобразований в энергоэффективности карбоноемких
отраслей промышленности в Российской Федерации».
Этот проект был инициирован еще в 2007–2008 годах, в ходе обсуждений ЕБРР и ЮНИДО вопросов
энергоэффективности в промышленности с профильными правительственными ведомствами РФ. В 2008 году в ГЭФ был
направлен предварительный проект по соответствующему изменению рынка, разработанный ЮНИДО и ЕБРР, было
получено финансирование на доработку проекта, в ходе которой в него были внесены некоторые поправки. Так, по
результатам проведенных исследований было предложено, чтобы проект был в первую очередь сфокусирован на такой
новой для России тематике как системы энергоменеджмента (EMS). В ходе проекта на 10 крупных и 50 мелких
предприятиях будут внедрены полномасштабные системы энергоменеджмента (EMS), будут обучены и
проинструктированы сотни руководителей, государственных служащих, инженеров и экспертов.
Кроме того, логикой проекта было предусмотрено, что разработка систем энергоменеджмента при всей ее важности не
должна стать самоцелью. В ходе проекта на предприятиях будет проведена оценка потенциала энергоэффективности,
разработаны программы энергосбережения и инвестиционные планы. Эти инвестиционные планы должны
формироваться с учетом стандартов финансовых институтов и создаваемых ими новых банковских продуктов для
финансирования проектов по повышению энергоэффективности. В конечном итоге намечается выход предприятий на
финансовые институты для получения средств на реализацию проектов. Кроме того, проект содержит образовательные
компоненты — обучение руководителей и специалистов, а также так называемые компоненты Policy Advice — разработка
рекомендаций по формированию правовой и институциональной инфраструктур для поддержки мер по повышению
энергоэффективности российской промышленности.
Координация проекта будет осуществляться представительствами ЕБРР и ЮНИДО в России и штаб-квартирами этих
организаций в Лондоне и Вене. Реализацией проекта на месте займутся два подразделения по управлению проектом.
Основные партнеры проекта в органах власти — Минэнерго (включая ФГБУ «РЭА», которому делегированы
координирующие функции), Минэкономразвития, Минпромторг.
Официально проект содержит 4 компонента:
обучение и тренинг руководителей и специалистов в области энергоэффективности и энергоменеджмента
(осуществляется ЮНИДО);
техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем
энергоменеджмента и инвестиционных планов для 10 предприятий (осуществляется ЕБРР);
техническая помощь средним и малым предприятиям, включая проведение энергоаудита, разработку систем
энергоменеджмента и инвестиционных планов для 40–50 предприятий (осуществляется ЮНИДО);
разработка рекомендаций в области политики энергоэффективности в промышленности (осуществляется ЮНИДО).
Проект фактически стартовал в январе 2011 г., до этого в ноябре 2010 г. был проведен подготовительный семинар, на
котором российским специалистам был представлен разработанный экспертами ЮНИДО курс по энергоменеджменту.
Семинар вызвал интерес среди российских предприятий, консалтинговых и инжиниринговых фирм, представители
которых проявили большую активность в дискуссии, высказывая предложения по совершенствованию структуры курса и
его адаптации к российским условиям.
Работа была начата с проработки конкретных видов деятельности в рамках проекта с ведущими функциональными
подразделениями ФГБУ «РЭА» и представителями промышленности РФ (РСПП, «Деловая Россия», ТПП РФ, отраслевых
промышленных ассоциаций и отдельных предприятий). Основная задача этой работы — повышение работоспособности
проекта, адаптация его к произошедшим со времени разработки изменениям в государственной политике в области
энергоэффективности, текущим приоритетам и потребностям предприятий в этой сфере.
Серьезную проблему для реализации мероприятий проекта, относящихся к малым и средним предприятиям,
представляет организация большого объема разнообразных работ, намеченных на каждом из 50 предприятий, а именно:
тренинг персонала, проведение энергоаудита, разработка систем энергоменеджмента и инвестиционных планов.
Перспектива контрактования каждого вида работ по каждому предприятию создавала серьезные организационные
проблемы по выборам большого количества соответствующих подрядчиков и усложняла координацию проекта в целом.
Для решения этих проблем в ходе ряда консультаций с представителями промышленности был разработан пакетный
подход, предполагающий объединение всех видов работ по каждому отдельному предприятию в один «пакет»,
выполняемый одним корпоративным подрядчиком, и контрактацию подрядчиков для работы по группам предприятий
(15–20 предприятий на 1 контракт). При этом в роли потенциальных подрядчиков должны выступить консорциумы
международных и российских фирм с подтвержденной репутацией на рынке.
Такой подход позволяет избежать необходимости перераспределения бюджета в ЮНИДО/ГЭФ между субкомпонентами
«энергоаудит», «энергоменеджмент» и «инвест-планы» как в части объемов, приходящихся на каждый вид работ, так и в
части распределения их по годам. Подрядчик «пакета», ответственный за результаты всех работ, будет сам распределять
средства в пределах отпущенного ему бюджета.
Кроме того, так обеспечивается реальная ответственность за промежуточные и конечные результаты работ, за их сроки и
контентную согласованность. При этом ЮНИДО получает возможность управлять работами, контролируя их ход и
результаты.
Использование пакетного подхода повышает привлекательность участия в проекте для российских предприятий,
аналогичный подход был принят на вооружение и в работе по крупным предприятиям, проводимой ЕБРР. Все это создает
дополнительную синергию в рамках проекта и позволяет надеяться на серьезный эффект для предприятий-участников.
Идет развертывание и других компонентов проекта: ведется доработка курса энергоменеджмента ЮНИДО, который
планируется адаптировать к российским условиям. Прорабатывается тематика работ по компонентам Policy Advice: их
состав должен максимально отражать национальные потребности России по формированию нормативно-правовой и
институциональной инфраструктуры в области энергоэффективности с учетом мирового опыта. В общем, работы по
проекту будет немало — и по объему, и по времени, поскольку проект рассчитан на 5 лет.
Рис. 1. Потенциал снижения энергоемкости по
важнейшим отраслям и сферам деятельности
(прогноз по реализации Государственной программы)
Источник: ФГБУ «Российское энергетическое
агентство»
ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛАМ
СКАЧАТЬ
Бланк расчёта сети 42 кБ
больше...
СТАТЬИ
Введение в электрощитовую
продукцию
Расчёт и безопасность
Качество электрощитов
больше...
ВИДЫ ЭЛЕКТРОЩИТОВ
больше...
ГЛАВНАЯ
КАРТА САЙТА
НОВОСТИ
ПРОДУКЦИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ПРАЙС
КОНТАКТЫ
СТАТЬИ
+7(844)256-42-43; +7(902)098-42-43; +7(937)560-37-49; vtl@volgotechlab.ru
КАТАЛОГИ
ПАРТНЁРЫ
Прайс-лист 61 кБ
Каталог 2,4 МБ
Спец.предложения
0,9 МБ
Бланк заказа 160 кБ